Александр Розов — Мауи и Пеле держащие мир

Новая книга Александра Розова является приквелом ко всему меганезийскому циклу. В ней автор наконец рассказывает о том, как же на самом деле происходила Алюминиевая революция, приведшая в итоге к торжеству анархо-капиталистической модели общества на островах Тихого океана.

Задача сложная, уж слишком непривычный тип социального устройства предлагается нам в Меганезии. Одно дело рисовать некую утопию (или трансутопию, как настаивает Розов), как свершившийся факт, не особо вдаваясь в объяснения по поводу формирования тех или иных общественных институтов. И совсем другое дело – показать, как данная утопия может получиться из привычного для нас порядка вещей.

Удалось это Розову или нет – мнения, как и следовало ожидать, расходятся. На мой взгляд, объем авторских допущений в социальной, политической и технической части велик, но не запределен. Другое дело, что окончательного ответа на вопрос – как построить некое более справедливое общество, подобное Меганезии, в книге, все таки, нет.

Действие протекает предположительно, в где-то в 2020-е годы. Автор упоминает мировой экономический кризис и некие военно-политические обострения, в том числе новую холодную войну. Экономический спад в Европе и Северной Америке сопровождается усилением государственного давления на все сферы общественной жизни, усилением религиозного фундаментализма. В результате значительное количество молодых, нонкомформистски настроенных людей эмигрируют в Полинезию, где можно обойтись самым минимумом. На островах образуется причудливый симбиоз полуподпольных мастерских, занимающихся всем – от изготовления контрафактной продукции до синтеза наркотиков, религиозных сект разной степени упертости, левацких экстремистов и просто бандитских группировок, все это дело крышующих. Естественно, что рано или поздно всем этим силам начинают мешать остающиеся традиционные государственные институты, как квазинезависимые, так и колониальные. Ситуацию подогревает исламистская экспансия в регион, осуществляемая при поддержке официальной администрации.

В конце концов, после очевидной провокации, начинается восстание, которое сметает прежнюю администрацию. Великие державы пытаются вмешаться, но терпят существенный урон от полупартизанской, полутеррористической стратегии, которую выбирают меганезийцы и предпочитают сохранить лицо, заключив почетный мир.

Наиболее сомнительное место в книге – это появление знаменитой Великой Хартии, которая появляется наподобие deus ex machina и сразу же принимается всеми разношерстными группировками. Непонятно как либертарианские ценности, положенные в основу Хартии, принимаются как религиозными фанатиками, так и коммунистами, что, по меньшей мере, странно.

Впрочем, процесс социального переустройства, объясняющий столь высокую концентрацию хороших людей в Меганезии, немало удивляющую в предыдущих книгах, показан достаточно реалистично – всех плохих людей просто убивают. Причем в некоторых случаях, зачищают едва ли не 40% популяции. Разумеется, рецепт этот, при всей своей универсальности и видимой эффективности, довольно стар и, как показали практические опыты по его применению, неспособен кардинально улучшить человеческую природу.

Ничего не говорится об экономической модели общества, использование меганезийцами металлического денежного стандарта выглядит сущим анахронизмом, то, что вместо золота или серебра используется алюминий, особо дела не меняет.

Впрочем, возможно, что автор объяснит все нестыковки в последующих книгах, посвященных именно обустройству мирной жизни. «Мауи и Пеле» рассказывают все таки больше о военно-стратегических аспектах. Главная претензия в этой части – уж больно легко побеждают не имеющие боевого опыта повстанцы профессиональные армии государств Первого мира, уничтожая с помощью радиоуправляемых игрушек, собранных на коленке из утильсырья авианосцы и ракетные крейсеры. Кое-какие находки автора выглядят правдоподобно, но общее впечатление все равно сводится к «Не верю!»

Несколько улучшился по сравнению с предыдущими книгами литературный стиль автора, хотя герои книги по прежнему выглядят откровенно картонно, но ничего иного от них и не требуется, поскольку у Розова каждый персонаж – в первую очередь выполняет некие функции, а его чисто человеческие качества – дело десятое. Но поменьше стало бесконечных (и бессмысленных) диалогов, количество действующих лиц (которые очень сложно отличать друг от друга) тоже стало меньше, ну и сама книга имеет несколько более вменяемый объем, чем предыдущие «новеллы».

Опять же стоит отметить, что явным недостатком книги (да и всего цикла), является отсутствие, если можно так выразиться, умных антагонистов меганезийской утопии, серьезных противников и критиков. Противники – это либо исламистские фанатики, которым Розов отказывает не то что в праве на самостоятельное мышление, но и, похоже, в праве просто считаться людьми. Либо это стандартные штампованные «оффи», по тупости немногим уступающие исламистам. Если же игрок за противника оказался посообразительней и поумнее, то он рано или поздно начинает явно или неявно подыгрывать меганезийцам. Между тем, именно серьезная дискуссия с идеологическими противниками позволила бы немало выиграть розовской утопии. Тем более, что в интернете этой критики хватает. Например, вот этот обзор и комментарии к нему. Критикам, конечно, свойственно зацикливаться на явно второстепенных деталях, типа хождения без одежды и свободной любви. В комментариях к упомянутому обзору один товарищ, считающий себя коммунистом, вообще договорился до того, что подавление сексуальности способствует творческому взлету и успехов в научном и инженерном творчестве можно добиться, только отказавшись от радостей плотской любви. Несомненно, подобные рассказы в свое время несколько утешили бы Ксению Винцентини и Кору Ландау, однако, сильно сомневаюсь, что утешение было бы долгим.

Еще один обширный класс розовских критиков – дотошные инженеры, с логарифмической линейкой калькулятором в руках рассчитывающие запасы топлива, необходимые для выведения спутника на низкую орбиту или количества водорослей, необходимых для производства одного литра биотоплива, и делающие на основании данных расчетов вывод о невозможности создания общества, подобного Меганезии.

Куда более актуальная критика Розова с позиций социально-экономических либо отсутствует вовсе, либо весьма поверхностна. Между тем, предлагаемая в утопии экономическая модель, пусть и крайне сумбурно описанная, весьма интересна, и ее грамотная критика может оказаться полезной для лучшего понимания сильных и слабых сторон анархо-капиталистического идеала.

Так что всем фанатиков меганезийского цикла читать «Мауи и Пеле» обязательно (впрочем, они сделают это и без моей рекомендации). Те же, кому просто интересна данная тема, рекомендую прочитать «Депортацию», где базовые идеи анархо-капиталистической утопии изложена не в пример короче.

Скачать книгу

Об авторе AG

никто/нигде
Запись опубликована в рубрике Литература, Общество с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Войти с помощью: