Истинные причины Серебряного века

Как известно, период начала XX века в истории русской поэзии и русского искусства вообще именуют Серебряный веком, намекая на то, что первый, Золотой век, случился в начале XIX века, а теперь, через сто лет, искусство вообще и поэзия в частности, переживают новый расцвет, сравнимый с временами А.С. Пушкина. Начало Серебряного века обычно относят к рубежу 80-90-х годов XIX века, а окончание — к 1917, 1921 или даже 1930 году.

В большинстве случаев, творчество этого самого Серебряного века воспринимается в довольно возвышенных, безусловно положительных тонах. Собственно, само название претендует на символ некоего расцвета. Говорят о новой эстетике, новых течениях и стилях и много чего подобного. Такая оценка, впрочем, характерна скорее для настоящего времени, в советском литературоведении отношение к творчеству большинства поэтов Серебряного века было более скептическим: говорили об упадке, увлечении идеализмом, мистикой, эротизмом, и прочими сомнительными и прямо аморальными идеями.

Вместе с тем, когда речь заходит о причинах этого явления, то обычно, ссылаясь на авторитеты типа Бердяева,  говорят что-то вроде следующего:

На внешнем уровне он стал естественной реакцией наиболее духовно и эстетически чуткой интеллигенции рубежа XIX-XХ столетий на демократизацию и приземленность культуры и искусства второй половины XIX в., на реализм и бездуховность в искусстве, на социологизацию и политизацию эстетики, на бурно развивающиеся капиталистические, т.е. предельно меркантильные и утилитарные отношения, на научно-технический прогресс, активно вытеснявший религию и любую традиционно понимаемую духовность из человеческого сознания.

То есть, в переводе на человеческий язык, все объясняется небывалым всплеском духовности (тм).

Однако, более внимательное знакомство с обстоятельствами русской жизни второй половины XIX века, заставляет предположить иные непосредственные причины наступления Серебряного века. Причины эти связаны с деятельностью Д.А. Толстого (1823 — 1889), который в 60-70-е годы был обер-прокурором Святейшего Синода и, по совместительству, министром просвящения (в свете последних тенденций, кстати, довольно ценный опыт для реформы отечественного образования). В 1871 году Толстой пробил реформу среднего образования, суть которой сводилась к тому, что гимназиями признавались только классические заведения с двумя древними языками, которым придавалось ведущее образовательное и воспитательное значение, реальные гимназии были переименованы в реальные училища, а их выпускникам доступ в университет был закрыт. В гимназиях было полностью прекращено преподавание естественной истории и космографии, сокращены программы по русскому языку, истории, рисованию и черчению. Тем самым, министр планировал отвратить молодежь от нигилистических революционных идей и вернуть ее в область почитания церкви и верховной власти.

Энергично боровшийся с реформой образования Д.И. Менделеев, писал по этому поводу следующее:

Усиливая же изучение мертвых языков за счет других общеобразовательных предметов, можно совершенно остановить развитие образованности в России и подготовить таких деятелей, часть которых, пожалуй, увлечется политическими и эротическими бреднями классиков, другая часть будет писать и говорить по-русски хуже, чем по-гречески, а третья, одна из лучших, будет в состоянии узнать, и действительно узнает, что писал Аристотель, но не поймет того, что пишут ныне европейцы.

И, надо заметить, что прогноз Менделеева, особенно относительно первой части выпускников гимназий блестяще оправдался. Ибо львиную долю видных поэтов Серебряного века составили как раз таки выпускники классических гимназий, начавших выходить на самостоятельную дорогу именно во второй половине 80-х годов XIX века.

Это были: Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, Андрей Белый, В.И. Иванов, Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий и многие, многие другие. В противоположность этому можно отметить, что выпускниками реальных училищ, свободных от древних языков, в которых преподавались естественнонаучные дисциплины, были М.М. Пришвин и А.Н. Толстой, чье творчество было пропитано сугубо реалистическими тенденциями. А.Н. Толстой хоть и принадлежал отчасти к литературной и поэтической богеме Серебряного века, но относился к ней скептически и немало высмеял ее сначала в незавершенном романе «Егор Абозов», а затем в первой части трилогии «Хождение по мукам».

Таким образом, период, трактуемый в нынешних школьных учебниках, как очередной расцвет отечественной поэзии, своему происхождению всецело обязан запретительной консервативной политике правительства. Граф Д.А. Толстой, истинный отец Серебряного века

Д.И. Менделеев, чуть было не предотвративший «расцвет» русской поэзии

Об авторе AG

никто/нигде

Запись опубликована в рубрике История, Литература с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

10 комментариев: Истинные причины Серебряного века

  1. DK говорит:

    Вот я не понял, «Серебряный век» — это плохо? 🙂
    А Пришвин, по-моему, в достаточной степени уныл.

    • AG говорит:

      Кому как. Лично мне — так себе. Я больше тяготею к оценке советских литературоведов: «поэзия упадка и декадентства» 🙂
      Охотничьи рассказы Пришвина — прелесть.

  2. DK говорит:

    «поэзия упадка и декадентства»

    с этим сложно спорить — был же упадок и декадентство, бухали, нюхали, вступали в связи, и творили; собственно сейчас всё тоже самое, но… А всё почему — кто нынче древние языки знает? Пара пенсионеров-филологов, ну и врачи, наверное :-).
    А вообще Серебряный век — это не хорошо и не плохо, это так было, и на мой взгляд неплохо было.
    Про Охотничьи рассказы — не знаю, может быть…

  3. AG говорит:

    Ну, личные оценки — то дело вкуса. Кому что нравится. Мне просто показалось забавным, когда пытаются отыскать какие-то метафизические, глубинные причины процессов, истинная подоплека которых проста и прозаична 🙂

  4. AG говорит:

    И да, прозорливость Менделеева не может не поражать 🙂

  5. DK говорит:

    И да, прозорливость Менделеева не может не поражать

    безусловно 🙂 —
    «Национализм во мне так естественен, что никогда его из меня не вытравить»

Добавить комментарий

Войти с помощью: