Михаил Марутаев

Сказать честно, об этом композиторе я узнал случайно. Сие случилось много лет назад, был летний день, воскресенье, я паял что-то «звуковое», а в комнате работал телевизор, по которому шёл канал «Культура», летние каникулы, всё же, и благодаря этому, там в первой половине дня, всякие детские фильмы показывают (или показывали). И вдруг меня отвлекают от технического творчества ТВ-звуки, смотрю — там сказка идёт, чёрно-белая, кстати, и музыка, на мой взгляд — офигенная! Я в программке потом посмотрел — фильм «Весёлое волшебство», режиссёра Бориса Рыцарева, ну режиссёр не сказать, чтоб мега-известный, типа Роу, но всё-таки. А я этот фильм и не видел, в детстве, почему-то, оказывается.

Музыку к этому фильму написал Михаил Марутаев. Это советский / российский композитор, как обычно — киномузыка, это не главное для него, им написано много классических произведений (симфонии, оратории, кантаты и пр.). Родился 2 апреля 1925 года, в 1954 году окончил Московскую консерваторию (по классу композиции, преподаватель — Виссарион Шебалин), а в 1957 году — аспирантуру при Московской консерватории. Фильмы в которых он работал: «Сорок минут до рассвета» (реж. Борис Рыцарев, 1963, «Рогатый бастион» (реж. Пётр василевский, 1964), «Валера» (реж. Борис Рыцарев, 1965), «Повесть о чекисте» (реж. Борис Дуров и Степан Пучинян, 1969), м/ф «Приключения Незнайки и его друзей» (1971) «Алые маки Иссык-Куля» (реж. Болотбек Шамшиев, 1972), «Эхо любви» (реж. Болотбек Шамшиев, 1974).  Умер композитор 1 февраля 2010 года.

Марутаев также является автором статьи «О гармонии как закономерности» (в книге «Принцип симметрии») и книги «Золотое Сечение: Три взгляда на природу гармонии» (соавтор И.Ш. Шевелев). Немного о гармонии с сайта, посвящённого Михаилу Марутаеву:

Едва ли кто-нибудь из нематематиков в состоянии освоиться с мыслью, что цифры, могут представлять собой культурную и эстетическую ценность или иметь какое-нибудь отношение
к таким понятиям, как красота, сила, вдохновение.   Н.Винер

Музыка – есть радость души, которая вычисляет, сама того не сознавая.   Г. Лейбниц

Гармония — древнейшая загадка. Михаил Марутаев попытался хотя бы частично разгадать ее. Анализируя процесс собственного творчества, он почувствовал, что структура создаваемых музыкальных произведений не случайна, а подчиняется каким-то правилам, данным нам интуитивно. Этот факт и ряд других, также связанных с музыкой, привели его много лет назад к проблеме гармонии…

А «Весёлое волшебство», на мой взгляд, шедевр! 🙂 У меня ссылка была на очень хороший рассказ про этот фильм и немного про Рыцарева, но найти не могу :-(.

Это оригинал из фильма:

Это немного «осовремененное» (кстати, midi-вариант этой мелодии стоял у меня как сигнал на вызов на телефоне, пару лет):

Запись опубликована в рубрике Кино, Музыка с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Михаил Марутаев

  1. AG говорит:

    Музыка хорошая.
    У меня учитель, помнится, носился с идеей универсальной гармонии (почти вселенской), основанной на принципе золотого сечения. Там и музыка была, и живая природа, и прочее. Я не верю в эти вещи, но некоторые интересные результаты получались…

Добавить комментарий

Войти с помощью: